телефон: +7(495) 198-08-10 / 8(800) 350-63-10

1 мая 2025

ACK
Использование цифровых устройств в кино-отрасли 
и для разных размеров экранов, существует уже 
несколько десятилетий. 
Фактически, 
только лазерная проекция существует уже более 30 лет, 
хотя и в изменяемой форме. 
Мы рассмотрим лазерную проекцию, а также ее влияние 
и возникающие проблемы, которые возникают для 
всей экосистемы в кинотеатре.

Формально, 
цифровое кино существует примерно с 2000 года, 
когда начались серьезные обсуждения по 
стандартизации отрасли.
Голливудские студии проявили большой интерес к 
этому процессу и создали стандарт DCI 
(Digital Cinema Initiatives), для общих спецификаций
и требований к производимому контенту для кинопоказа. 

Стандарт DCI запустили в 2002 году и до сих пор
он обновляется на веб-сайте, в момент, когда 
технологии развиваются и предлагают нововведения.
Органом по стандартизации, для разработки правил
показа цифрового кино, является организация SMPTE
(Society of Motion Picture and Television Engineers),
членом которой являются заслуженные кино-инженеры.

Это американская организация, которая работает 
в соответствии с правилами института ANSI 
(American National Standards Institute). 
Юрисдикция стандартов SMPTE распространяется только 
на США, хотя все стандарты, добровольно используются 
во всем мире. 
Окончательные принятые стандарты SMPTE, 
также проходят проверку в Международной организации
по стандартизации (ISO), что фактически делает стандарт
международным. 
Итак,  
работа выполняется SMPTE, а созданные документы
со стандартами, отслеживаются через международные
организации. В результате этого, во всем мире 
используется одна система для цифрового кино с 
неизменно высоким техническим стандартом.

Органы стандартизации не обязательно изобретают
велосипед и часто используют, или ссылаются 
на другие организации. 
Например, стандарты D-Cinema используют спецификации
NIST (Национальный институт науки и технологий) 
для безопасности и CIE1931 (Международная комиссия 
по освещению) для воспроизведения цветового 
пространства. 

Так зачем же эта информация? 
Ходят слухи о расхождениях в цветовом стандарте, 
Есть разница между тем, что видит режиссер в студии
применяя цветокоррекцию, и тем, что в итоге
демонстрируется в обычном кинозале. 
И это противоречит сути обоснованию стандарта 
цифрового кино и процесса создания стандарта. 

Эта проблема, совпадает с появлением технологии
лазерного источника для кинотеатров, и для правил
цветокоррекции. 
Слухи набирают обороты, 
поэтому важно понять, почему это все происходит,
и что можно сделать, для улучшения эффекта.

Почему лазерные проекторы производители 
продвигают особенно для больших экранов?

Первоначальные инвестиции в лазер могут быть высокими,
но в первую очередь есть и большое преимущество 
в экономии потребления электроэнергии и общих 
расходах на техническое обслуживание 

Дополнительным преимуществом, является и то, 
что максимальный световой поток одного лазерного
проектора выше, по сравнению с ламповым проектором.

Недостатком лазера является когерентность, 
спекл-спектроскопия и метамерия, это когда цвета 
могут отличаться от ламповых проекторов, 
а также различается восприятие у разных зрителей. 

Эти недостатки были известны много лет, 
хотя существовали и сомнения относительно масштабов
«бедствия».

Что же пошло не так? 

Во-первых,  
в ClE1931 было когда появилось эталонное цветовое
пространство, лазеров еще не существовало, 
поэтому измерения лазера еще не проводились, 
по сути, это были монохромные цвета, поэтому их 
влияние на метамерию для человеческого зрения
и методы измерения в 1931 году, еще не были 
хорошо изучены. 

Кроме того, 
поскольку цветной свет от лазера не был частью природы 
в ходе эволюции, и он мог вызывать неожиданные реакции 
в зрительной системе координат человека.

В марте 2024 года состоялось первое заседание 
IMAGO ITC (Технического комитета Imago), 
по вопросу проблем, которые кинематографисты 
и специалисты по цветокоррекции заметили 
при использовании RGB-лазерных проекторов 
для Digital Cinema.
Данная тема была наконец-то поднята и первый лед 
тронулся. 
Будем надеятся, что в скором времени стандарты будут откорректированы и кино сделает очередной шаг 
в будущее, и зрители увидят еще более классную
картинку на экране, именно так как ее задумывал 
режиссер.