Опубликованы предварительные данные кинопроката за 2022 год.
Эти данные собирают из национальных органов в разных странах
и других источников.
Хотя цифры за 2022 год в целом демонстрируют положительную
тенденцию, они показывают, что европейскому рынку еще
предстоит пройти определенный путь, чтобы добраться до
показателей 2019 года.
Меньше блокбастеров из США, ограничения Covid и
последствия конфликта России и Украины, привели к снижению общего европейского кинорынка в 2022 году,
несмотря на то, что он в целом продолжал рости.
Показатели по зрителям в Европе снизились на 40,3%,
а кассовые сборы упали примерно на 34,4%, чем в 2019 году.
В разбивке по ЕС и Великобритании зрители и кассовые сборы
оцениваются на 35,1% и 30,8% соответственно ниже тех же
показателей за 2019 год, но при этом ЕС считает проданные билеты,
а Великобритания считает деньги, заработанные кинотеатрами.
Разница объясняется более высокими расходами в Великобритании,
при этом количество зрителей, вероятно, близко
к среднему показателю по ЕС.
Первые данные за 2023 год обнадеживают.
В январе 2023 года в регионе EMEA был зафиксирован
самый прибыльный месяц с 2020 года, при этом кассовые сборы
составили примерно 821 миллион евро.
В истории успеха - многочисленные национальные Дни кино в Европе,
которые увеличили посещаемость.
Во Франции — более 3,2 миллиона посещений, что на 4% выше
среднего показателя посещаемости трех предыдущих месяцев;
В Германии на первый в истории "Кинофест" было продано
около 1,1 миллиона билетов, что сделало лучшими показатели
на выходных 2022 года;
В Италии - более 1,13 миллиона посещений, что на 123% больше,
чем в те же выходные 2021 года, а также на 317% больше,
чем в предыдущие выходные;
В Великобритании и Ирландии – с их первым национальным
Днем кино количество посетителей составило 1,46 миллиона
и 153 000 человек соответственно.
Греция, Норвегия, Швеция, Польша и Нидерланды организовали
национальные дни кино, многие из этих стран впервые.
Местные фильмы так же показали хорошие результаты,
например во Франции (40,9% доли рынка), Чехии (33,5%),
Дании (26%) и Финляндии (25,2%), и примечательно,
что ни один французский фильм не вошел в десятку лучших,
на конец года.
Однако в Норвегии было три местных фильма в десятке лучших,
а в Румынии - два.
Местный Испанский фильм стал лучшим открытием среди
всех отечественных фильмов с 2015 года.
Но самые кассовые фильмы, выпускались Голливудскими студиями,
в их числе «Аватар: Путь воды» (более 2,214 миллиарда долларов
США в мировом прокате на сегодняшний день и четвертый
по величине международный релиз всех времен),
Топ Ган 2: Мэверик (крупнейший релиз года в Великобритании
и Швеции и второе место в Германии и Франции),
«Мир Юрского периода: Доминион», «Миньоны: Восстание Грю»
и «Черная пантера: Ваканда навсегда».
Две страны, Босния и Грузия, в 2022 году имели более
высокие показатели, чем в 2019 году, благодаря открытию
новых мультиплексов.
Похоже, что с увеличением количества фильмов в 2023 году
и с закрытием кинотеатров в результате пандемии, 2023 год может
стать годом дальнейшего роста посещаемости кинотеатров
и кассовых сборов в Европе.